О запрете дарить и получать подарки лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы

24 декабря 2018
О запрете дарить и получать подарки лицам,  замещающим государственные должности и  должности государственной гражданской службы

          В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области напоминает о необходимости соблюдения запрета на дарение подарков лицам, замещающим государственные должности и должности государственной гражданской службы.

          Статус государственных гражданских служащих определяется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ). Указанный закон закрепляет не только права и обязанности государственного гражданского служащего, но также запреты и ограничения. Так, п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона № 79-ФЗ установлен запрет на получение государственным гражданским служащим подарков в связи с исполнением им должностных обязанностей, а именно: «В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

           Для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, установлен аналогичный запрет, а именно: «Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц».  Указанные лица также обязаны передавать подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, по акту в соответствующий государственный орган (п. 7 ч. 3 ст. 12.1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

           В Администрации Ленинградской области порядок передачи в уполномоченный государственный орган подарка, полученного государственными гражданскими служащими и лицами, замещающими государственные должности, в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, определен постановлением Правительства Ленинградской области от 28.07.2014 № 335 «Об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими государственные должности в Администрации Ленинградской области, и государственными гражданскими служащими Администрации Ленинградской области о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, полученных от реализации».

           Согласно пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ разрешено дарение лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, и государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Статья 17 Закона № 79-ФЗ также не исключает получение государственными гражданскими служащими подарков по случаю дня рождения, юбилейной даты трудовой, творческой деятельности от друзей и коллег и т.п.  Указанные отношения по своей природе не являются публично-правовыми, они носят гражданско-правовой характер, поэтому с целью отграничения таких подарков от подарков, полученных в связи с исполнением должностных обязанностей, в ст. 575 ГК РФ используется понятие «обычные подарки». К имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

        Главным признаком, отличающим дарение в гражданско-правовых отношениях от так называемого «дарения» в публично-правовых отношениях, выступает безвозмездность. Возмездный договор дарения является притворной и в силу этого ничтожной сделкой. От одаряемого даритель не вправе ждать какого-либо встречного предоставления. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не может признаваться дарением.   «Обычный подарок» должностному лицу, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не превышает трех тысяч рублей (при отсутствии вымогательства этого подарка), может быть признан таковым только при отсутствии интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах.

         В связи с изложенным, одаряемый (гражданский служащий или лицо, замещающее государственную должность), опираясь на свои нравственные, этические убеждения и принципы, а также на знание законодательства, должен сам понимать, может ли он принять предлагаемое ему в дар или нет.

         Необходимо знать и помнить, что получение должностными лицами подарков ставит под сомнение объективность принимаемых ими решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.